serebro.livejournal.comПодумалось тут. Ничего личного, на всякий случай...
Типичная схема воспитания по Споку под лозунгом «Не позволяйте ребёнку садиться вам на шею». Ребёнок родился – его кормят по режиму и отселяют в отдельную кроватку, нередко вообще в другую комнату, чтобы не нарушал собой интимность родителей. Он кричит, требуя еды и мамы – ему «дают проораться», чтобы понял, что родители на его вопли не ведутся, и спал бы, понимая, что с его проблемами никто ему не поможет справиться. Затем, месяцам к трём, у мамы от редких кормлений кончается молоко, и заменой мамы становятся бутылочка со смесью и пустышка. На руки малыша берут как можно реже, «чтобы не привыкал». Ребёнку не исполняется и года, как ему начинают вводить чёткий режим сна и бодрствования, игнорируя любые физиологические особенности, потому что «для того, чтобы родители высыпались, ребёнок в 10 вечера должен спать. Ну и что же, что не хочет – мы говорим, ДОЛЖЕН!..» Потом – детский сад, где ребёнок может первые несколько месяцев плакать, оставшись один в незнакомой обстановке, но в конце концов примиряется. К концу детского сада появляются различные секции, к которым ребёнок зачастую не испытывает интереса, но родители считают, что ребёнок должен быть «развит разносторонне». Далее следует школа, выбираемая родителями из их собственного представления о лучшем для ребёнка (от «престижно» до «рядом с домом»). Ребёнок не слушается, то есть действует согласно собственному интересу, а не родительскому – отец берётся за ремень. Радости – запланированы (прогулки по выходным, поход в кафе после зарплаты), проблемы решаются в первую очередь наказанием. К ребёнку прислушиваются только тогда, когда нечем больше заняться, да задают обязательные вопросы «по расписанию в профилактическом порядке» и тогда, когда проблем становится уж чересчур много.
А потом ребёнок перестаёт быть ребёнком, и родители слышат от наглого подростка: «А не пошли бы вы на…!» Отец кричит: «Неблагодарная тварь!», мать с рыданиями заламывает руки: «Ах, когда же мы тебя упустили?!»
Не позднее, чем когда отношения в семье стали развиваться по принципу «Лишь бы мне было удобно, а кто слабее – тот уступает».
…Единственный сын доктора Спока, воспитанный по его знаменитой методе, не разговаривал с отцом до самой его смерти.